Признаки жесткого обращения с детьми

Жестокое обращение с ребёнком включает все формы насилия: физическое, эмоциональное, сексуальное и моральное (отсутствие заботы), способные привести (или приводящие) к фактическому ущербу для здоровья ребёнка.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Распознание факта физического насилия над ребенком:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов;
- "синдром сотрясения" у грудных детей.
Клиническими признаками " синдрома тряски" ребенка является : сотрясение головного мозга, кровоизлияния в сетчатку глаза, кровоизлияния в органы брюшной полости, повреждение ребер.
Сексуальное насилие или развращение - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Распознание сексуального насилия над ребенком.
Характер травм и заболеваний:
• повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
• "зияние" ануса;
• следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
• наличие заболевания, передающегося половым путем;
• беременность;
• недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
• нервно-психические расстройства;
• психосоматические расстройства.
Моральная жестокость или пренебрежение основными нуждами ребенка - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Последствия моральной жестокости у детей.
Внешние проявления:
• утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
• у грудных детей - обезвоженность, опрелости, сыпи;
• одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
• нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
• отставание в весе и росте от сверстников;
• педикулез, чесотка;
• частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
• запущенный кариес;
• отсутствие надлежащих прививок;
• задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
• постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах - неумение играть;
• постоянный поиск внимания/участия;
• частые пропуски школьных занятий;
• крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
• склонность к поджогам, жестокость к животным;
• мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Эмоциональным (психологическим) насилиемявляется однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства;
• открытое неприятие и постоянная критика;
• предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
• преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
• вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
• задержка психического развития;
• невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
• низкая самооценка;
• эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
• депрессия, попытки суицида;
• неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
• ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
• нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.
Действия медицинского работника
Работники медицинских организаций первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры- гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) при выявлении признаков жестокого отношения с детьми или подозрении обязаны преяоде всего:
• поставить в известность о своих предположениях руководителя медицинской организации;
• отметить факт жестокого обращения с ребёнком в журнале, учёта;
• при необходимости обеспечить госпитализацию ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования;
• побеседовать с родителями, проявляя при этом тактичность, объективность, избегая грубых обвинений.
Руководитель медицинской организации, в свою очередь, должен обратиться в:
• Территориальные органы Управления внутренних дел.
• Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
• Муниципальные органы опеки и попечительства.